Принцип присоединения энергии. Сказ о том, как нестандартные задачи решаются…

Мохаммед Реза Пехлеви
Мохаммед Реза Пехлеви. Тридцать пятый, последний шахиншах Ирана (годы правления 1941-1979)

Непростая задача

Мохаммед Реза Пехлеви, шахиншах Ирана, был просвещенным, высокообразованным монархом. Он провел прогрессивные реформы во всех сферах экономики, а также хотел сделать страну менее закрытой, более европеизированной. Снять ограничивающее давление мусульманских традиций, как это сделал в Турции Кемаль Ататюрк.

В рамках этих преобразований, шах хотел расширить права женщин и посягнул на священную традицию. Он решил предложить женщинам не носить чадру, которая закрывает их тело с головы до ног. Естественно, правитель понимал, что объявить это в качестве указа – всем женщинам снять чадру – невозможно. Сразу поднимется крик сторонников неприкосновенности вечных традиций. Мужья станут главными противниками этого нововведения.

Поэтому ему надо было издать указ, учитывающий все эти обстоятельства. Что же следовало в нем отобразить, чтобы женщины сами захотели избавиться от чадры, а мужчины не возражали?

к содержанию ↑

ТРИЗ: Идеальный конечный результат. Принцип присоединения энергии

Как помочь иранскому шаху? Задача, без сомнения, сложная и нестандартная. И здесь нам поможет принцип ИКР, т.е. идеального конечного результата. Звучит он так: нечто должно происходить само собой. Это один из важнейших принципов ТРИЗ, т.е. теории решения изобретательских задач, разработанной советским ученым Генрихом Альтшуллером.

Итак, женщины должны сами пожелать снять свои чадры. Да так, чтобы их мужья не препятствовали этому, а возможно, даже способствовали. Давайте подумаем, почему традиции так тяжело меняются. Потому, что они нарабатываются веками. Ношение чадры для мусульманки – это символ целомудрия, верности, чести. Для человека традиция – это нечто положительное.

Если человеку сказать: «Ты настоящий Эйнштейн в своей профессии», то он воспримет это как большую похвалу. А если так: «Ты тиранишь всех вокруг, прямо Гитлер какой-то», или «Ты выглядишь, как Баба-яга»… Согласитесь, таким сравнениям мало кто обрадуется. Все эти образы понятны каждому.

И здесь мы можем сформулировать принцип присоединения энергии: если объект нейтрален или отрицателен, добавьте к нему объект с явно положительным стереотипом или образом.

к содержанию ↑

Деревяшка превращается…

А теперь представьте такую ситуацию: вы сидите в своем офисе вместе с остальными сотрудниками, делаете свою работу. Тут открывается дверь, в нее просовывают головы Путин и Шварценеггер и спрашивают тебя: «Друг, когда ты уже освободишься? Лимузин ждет, ресторан ждет». А вы отвечаете: «Ребята, я же сказал, что заканчиваю ровно в шесть. Подождите ещё немного».

Без сомнения, после такой сценки ваш рейтинг в глазах окружающих сильно повысится. Вы наверняка много раз сталкивались с ситуацией, когда нечто простое и непритязательное становится большим и важным. Допустим, вам показывают самый обычный с виду деревянный брусок. Вы вертите его в руках и думаете: «Деревяшка как деревяшка. Кажется, дуб». После этого вам говорят: «Это кусок палубы крейсера «Аврора». Вы удивляетесь: «Да вы что! Не может быть! Круто!» Вы совсем другими глазами начинаете смотреть на эту деревяшку. Она превращается в значимую вещь.

Или вы идете с другом по улице. И он вам говорит: «Видишь ту девушку?» «Какую? – спрашиваете вы. – Вон ту, красивую?» — «Нет. Ту, что рядом, с хвостиками. Знаешь, кто это?» — «Кто?» — «Это дочь нашего губернатора (олигарха, вора в законе, знаменитого маньяка или что-то подобное)». У вас стразу же просыпается интерес к ней, ведь теперь это не просто девушка с хвостиками.

к содержанию ↑

Обратимся к истории

Получается, что если добавить что-то большое и положительное, являющееся общепризнанным, то объект поднимается в наших глазах. И наоборот: если добавить к объекту что-то неприятное, отрицательное, то этим мы его принижаем. Назвав человека «свиньей» или «ослом», мы оскорбим его.

Как могут помочь принципы ИКР и присоединения энергии в ситуации с мусульманскими женщинами? Может быть, в истории было что-то подобное? В дореволюционной Франции эмансипированные аристократки взяли моду устраивать гонки на каретах по ночному Парижу. Причем лошадьми они управляли лично. Было много пострадавших пешеходов, да и сами женщины часто калечились.

В конце концов дело дошло до короля и кардинала, которые начали думать, что с этим безобразием делать. Король решил издать указ, запрещающий женщинам управлять лошадьми в упряжке. Но как это сделать? Ведь речь шла не о простолюдинках, которые все равно не могли себе позволить иметь карету и несколько лошадей, а об аристократках, и портить с ними отношения монарху не хотелось.

к содержанию ↑

Аристократки и экология

Король решил, что в этой ситуации указ должен быть не запрещающий, а разрешающий. И он написал в указе: «Запряженными лошадьми разрешается управлять только дамам старше 35 лет». Как вы догадываетесь, на следующий же день ни одна дама не взялась за вожжи. Ведь в то время 35-летняя женщина уже считалась пожилой. И если ты садишься за вожжи, значит, ты признаешь, что ты пожилая дама.

Король, по сути, к привлекательному объекту (самостоятельной езде на запряженных лошадях) подвесил «тяжеленную гирю» (пожилой возраст), и она сделала положительный объект отрицательным. Если бы он издал указ о каких-то штрафах, то это не изменило бы ситуацию, поскольку заплатить штраф для них не было бы проблемой.

Сегодня та же история происходит с нашим бизнесом — предприятия предпочитают платить экологические штрафы, а не проводить дорогостоящую реконструкцию производства для снижения вредных выбросов. А в той же Франции, правда, уже современной, есть такой закон: если предприятие берет воду из реки и сбрасывает туда отходы, то стоки должны находиться выше по течению относительно водозабора. Автоматически становится невыгодным загрязнять реку. Прием все тот же – повесить гирю к желанному действию.

к содержанию ↑

Будочники в лорнетах

Еще один исторический пример, на этот раз из нашей русской истории. Во времена Екатерины II молодые столичные франты взяли моду ходить в белых перчатках и с лорнетами. Это, почему-то, очень раздражало императрицу. Но она гордилась своим либерализмом и не хотела бороться с этим явлением запретительным указом. Значит, нужно было, наоборот, разрешить это делать. Но кому именно?

Давайте порассуждаем. Что демонстрирует ношение перчаток и лорнетов? Принадлежность к высшему обществу, привилегированной касте людей. Что мы можем сделать? Понизить статус этой моды. Как? Екатерина решает издать указ, в котором должно содержаться предписание носить перчатки и лорнеты какой-то низшей социальной группе.

Можно нарядить дворников. Но дворники наиболее активны ранним утром, когда улицы еще пустынны, и их просто никто не заметит. Да и слишком непривычно будут выглядеть дворники в лорнетах. Можно заставить это сделать простых солдат. Но их очень много, каждому по лорнету и белым перчаткам – выйдет дороговато.

И она остановила свой выбор на будочниках — представителях низшего полицейского чина. Мода мгновенно сошла на нет. Кстати, в советское время была аналогичная ситуация. Возникла повальная мода на плащи-болоньи, и это продолжалось до 1969 года, пока в них не одели милиционеров.

к содержанию ↑

Леди и джентльмены

Теперь вспомним события примерно столетней давности. По экранам США победоносно шествует «великий немой». Один кинотеатр стал прогорать. Причина, на первый взгляд, нетривиальная – дамы приходили в зал в огромных шляпах и не желали их снимать. Сидящим позади такой женщины зрителям из-за этого ничего не было видно.

Пытались давать объявления по громкой связи с просьбой снять шляпы, но они игнорировались. На печатные объявления обращали еще меньше внимания. Шляпка – часть туалета, и дамы не хотели нарушать его полноту. Кроме того, под головным убором часто прячут огрехи прически. В общем, они не хотели расставаться со своими шляпками.

Как же разрешилась ситуация? Директор кинотеатра перед одним из сеансов вышел и сказал: «Леди и джентльмены. В нашем кинотеатре принято сидеть без шляпы. Единственные, к кому это не относится — пожилые люди». Через минуту все уже были без шляп.

Теперь у нас достаточно знаний, чтобы квалифицированно помочь шахиншаху Ирана. Что он должен сказать женщинам, чтобы они сами захотели ходить без чадры? Он должен присоединить что-то неприятное к ношению этого одеяния. Мохаммед издает указ, смысл которого сводился к следующему: любая женщина сама решает, носить ли ей чадру или нет. Но для девиц легкого поведения ее ношение обязательно.

к содержанию ↑

Послесловие

Все, вопрос решен. Причем мужья первыми начали снимать чадры со своих благоверных. Рабочее решение? С одной стороны, да. Однако, идя на столь крайний шаг в исламском государстве, можно было предположить, что возникнут сопутствующие подзадачи. Они, в свою очередь, также требовали решения. Мохаммед этого не сделал, и в 1979-ом его низложили.

Итак, в примерах про езду на каретах и шляпы в кинотеатре дам напугал пожилой возраст. А в главном примере про чадру женщин напугали присоединением чего-то неприличного, осуждаемого.

В заключение, приведем положительный пример использования этого принципа. Дорогие читатели, вы просто эйнштейны, коли разобрались в этом непростом приеме ТРИЗ. Вы просто матери терезы, раз у вас хватило терпения выслушать столь объемные рассуждения. Большое Вам спасибо!

Опубликовано
В рубрике ТРИЗ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.